Прочитала сегодня на редкость толковое интервью сценариста Ильи Авраменко. Особенно зацепил своей правильностью один кусок:
"Телеканалы пытаются навязать зрителю каждый своего героя, в соответствии со вкусами руководителей и весьма надуманными представлениями о собственной аудитории. У одного канала — это разнообразного розлива полицейские и суперагенты, у другого — буфетчицы, иногда выбившиеся в домохозяйки. Миры буфетчиц и полицейских, круг их общения, их язык и вкусы заполняют эфир, и кажется, что в нашей стране иных пространств нет. А может, и в самом деле уже нет.
Нет в нашем больном обществе героя и идеала. И пока не появится, пока не сформируется социальный заказ общества, а не чиновника, мы обречены жить в атмосфере вокзального буфета. Фильмы будут проваливаться. И в этой ситуации, я думаю, мы уже достигли дна." (Целиковый текст здесь:http://www.cinemotionlab.com/inspire/90)
Понятно, что только ленивый сценарист не высказывает своего недовольства политикой каналов. Некоторые умеют это делать в отчаянно бурной, эксперссивной манере с яркими матюгами. Но мало кто формулирует точно. В данном случае я говорю о формулировке: "надуманное представление о собственной аудитории". И еще - добавлю - в уверенности в собственной правоте. В тотальном уповании на какие-то фокус группы (кто это? где это?) на рейтинги? (как их мерят, кто, на основании чего?)
И еще: история про "заказ общества". Потому что вся дилемма про диктат каналов сводится к "ленте мебиуса", неразрешимому вопросу: люди смотрят ваши сериалы потому что у них нет выбора или потому что, они и впрямь такие, как вы говорите? (То есть тупое быдло) На любом канале, естественно, ответят: потому что мы знаем нашу аудиторию, и ничего другого ей отродясь не нужно.
Я все никак не могла решить для себя этот даосский коан - так кто же прав? Критики или топ-менеджеры каналов. И тут Авраменко предложил ввести дополнительную переменную -к заказ общества (пока несуществующий, конечно). И в принципе - вот она точка "снятия гипноза": если бы каналы реагировали на тот самый заказ, а не на свои представления о том, что должно быть (мы правы, потому что мы правы), может быть наше телевидение было бы чуть более живым и разнообразным? Или как?
Комментариев нет:
Отправить комментарий