Слушала я давеча дискуссию по Эху Москвы. Гостями были Кончаловский и Кара-Мурза. Дядьки, среди прочего, живо и симпатично обсуждали то, откуда есть пошла западная демократия с ее традицией диалога и как было бы хорошо, если бы в России народ был бы - передаю своим словами - не таким диким, а если бы воспитывалось в нем толерантность и проч и проч. В общем, о полезных вещах говорили.
И тут оформилась у меня незатейливая мысль, которая до того, долго, подспудно варилась. Мысль состоит в следующем: ту культуру, которую мы сегодня имеем можно назвать культурой замалчивания. Обсуждение, дискуссия, РЕФЛЕКСИЯ до сих так и остаются чуждыми нашему культурному пространству. Достаточно включить телевизор и посчитать количество, а заодно обратить внимание и на качество соответствующих программ.
Любая большая тема, будь то сталинизм или ВОВ барахтается у нас в мягко говоря полупереваренном или совсем недоваренном виде. Да, был всплеск публичной дискуссионности в девяностые, было недолгое время, когда рассекретили большинство архивов. Но, во-первых, все это быстро свернулось, во-вторых, т.к период был недолгим, то след его состоит в основном в появлении всяческого рода пара-исторических исследований, доморощенных теорий или радикальных каких-то вскриков.
Самый распространенный, но оттого не самый плохой пример - Германия. Германия, которая сочла своим долгом осознать феномен фашизма во всей его полноте и, что называется, не покладая рук, трудится над этим десятилетиями.
У нас же аргументация по поводу острых тем, как правило, очень быстро сводится к чему-нибудь типа: "Не надо порочить светлую память" или "Не плюйте на святое".
Порывшись в голове, нашла три очевидные причины для вышеозначенного диагноза.
1 Травма. Т.к. Россия находится в перманентно травмированном состоянии (которое началось с года эдак с 1905), то, понятно, всякая рефлексия воспринимается как "бередить раны". То есть происходит инстинктивное отшатывание, отведение глаз, стремление "напиться и забыться", не знать, забыть, пройти мимо и купить в кредит пылесос.
2 Неуважение к частному.
Отношении к истории у нас панорамно-эпическое - везде массы, массы. Мыслить было до недавнего времени принято глыбами. Общественное благо - да, а частное, маленькое твое благо и мнение - да или ты лесом!
Отсюда в людях сидит (во мне точно сидит) не только впитанное из воздуха неуважение к себе и другим как к ЛЮДЯМ, имеющим право на мнение, сомнение, высказывание, несогласие т.е. на индивидуальное, самоценное бытие, окрашенное СОБСТВЕННЫМ, а не общественным колоритом, но и НЕВЕРИЕ В СВОЮ ПСИХИЧЕСКУЮ ПРАВДУ.
Очень часто я вижу это на примере семей. Семейная история НЕ ОСОЗНАЕТСЯ, но стыдливо, урывками проговаривается. Многое замалчивается из многого делается тайна. Умолчания, паузы, переход на другие темы - со всем этим наверняка столкнешься, обсуждая с кем-либо семейную историю. При этом, не обязательно, чтобы в семье происходило что-то ужасное (лагеря, ссылки, пытки). Достаточно таких частных вещей как неудавшиеся отношения, аборты, ссоры, размолвки. Очень много ТАБУ, много стыда и много лицемерия. Нередко, я замечала, как люди вдруг переходят на шепот, словно голос им вдруг изменяет, теряет силу, улетучивается.
И, кстати, тут всплывает причина номер 3. ВОСПИТАНИЕ. Пока воспитание отечественное будет зиждиться на привычных для него китах: "Молчи, и делай как я говорю" и "Не надо мне тут умничать, я лучше знаю", ничего светлого не вырастет.
Помню, моя приятельница, отправившаяся с ребенком в город Манчестер начала посещать там детскую площадку и узнала, что детей можно не ругать за грязную одежду, что дети могут не быть агрессивными и не лупить друг друга по рукам и башке, а мамашки могут быть ВПОЛНЕ ДОВОЛЬНЫ жизнью, не находя нужным одергивать детей ЕЖЕСЕКУНДНО.
Уместно будет здесь привести анекдот, с исчерпывающим, на мой взгляд, смыслом и отвечающий на вопрос "Почему у нас люди такие": Вова гуляет во дворе. Мама распахивает окно и орет: "Вова домой". На что он спрашивает: "Мама, я что замерз?" Мама отвечает: "Нет, ты проголодался?".
Как говорится, сложите первое, второе и третье и диагноз ясен. Начинать что-то делать, видимо, надо с третьего.
И тут оформилась у меня незатейливая мысль, которая до того, долго, подспудно варилась. Мысль состоит в следующем: ту культуру, которую мы сегодня имеем можно назвать культурой замалчивания. Обсуждение, дискуссия, РЕФЛЕКСИЯ до сих так и остаются чуждыми нашему культурному пространству. Достаточно включить телевизор и посчитать количество, а заодно обратить внимание и на качество соответствующих программ.
Любая большая тема, будь то сталинизм или ВОВ барахтается у нас в мягко говоря полупереваренном или совсем недоваренном виде. Да, был всплеск публичной дискуссионности в девяностые, было недолгое время, когда рассекретили большинство архивов. Но, во-первых, все это быстро свернулось, во-вторых, т.к период был недолгим, то след его состоит в основном в появлении всяческого рода пара-исторических исследований, доморощенных теорий или радикальных каких-то вскриков.
Самый распространенный, но оттого не самый плохой пример - Германия. Германия, которая сочла своим долгом осознать феномен фашизма во всей его полноте и, что называется, не покладая рук, трудится над этим десятилетиями.
У нас же аргументация по поводу острых тем, как правило, очень быстро сводится к чему-нибудь типа: "Не надо порочить светлую память" или "Не плюйте на святое".
Порывшись в голове, нашла три очевидные причины для вышеозначенного диагноза.
1 Травма. Т.к. Россия находится в перманентно травмированном состоянии (которое началось с года эдак с 1905), то, понятно, всякая рефлексия воспринимается как "бередить раны". То есть происходит инстинктивное отшатывание, отведение глаз, стремление "напиться и забыться", не знать, забыть, пройти мимо и купить в кредит пылесос.
2 Неуважение к частному.
Отношении к истории у нас панорамно-эпическое - везде массы, массы. Мыслить было до недавнего времени принято глыбами. Общественное благо - да, а частное, маленькое твое благо и мнение - да или ты лесом!
Отсюда в людях сидит (во мне точно сидит) не только впитанное из воздуха неуважение к себе и другим как к ЛЮДЯМ, имеющим право на мнение, сомнение, высказывание, несогласие т.е. на индивидуальное, самоценное бытие, окрашенное СОБСТВЕННЫМ, а не общественным колоритом, но и НЕВЕРИЕ В СВОЮ ПСИХИЧЕСКУЮ ПРАВДУ.
Очень часто я вижу это на примере семей. Семейная история НЕ ОСОЗНАЕТСЯ, но стыдливо, урывками проговаривается. Многое замалчивается из многого делается тайна. Умолчания, паузы, переход на другие темы - со всем этим наверняка столкнешься, обсуждая с кем-либо семейную историю. При этом, не обязательно, чтобы в семье происходило что-то ужасное (лагеря, ссылки, пытки). Достаточно таких частных вещей как неудавшиеся отношения, аборты, ссоры, размолвки. Очень много ТАБУ, много стыда и много лицемерия. Нередко, я замечала, как люди вдруг переходят на шепот, словно голос им вдруг изменяет, теряет силу, улетучивается.
И, кстати, тут всплывает причина номер 3. ВОСПИТАНИЕ. Пока воспитание отечественное будет зиждиться на привычных для него китах: "Молчи, и делай как я говорю" и "Не надо мне тут умничать, я лучше знаю", ничего светлого не вырастет.
Помню, моя приятельница, отправившаяся с ребенком в город Манчестер начала посещать там детскую площадку и узнала, что детей можно не ругать за грязную одежду, что дети могут не быть агрессивными и не лупить друг друга по рукам и башке, а мамашки могут быть ВПОЛНЕ ДОВОЛЬНЫ жизнью, не находя нужным одергивать детей ЕЖЕСЕКУНДНО.
Уместно будет здесь привести анекдот, с исчерпывающим, на мой взгляд, смыслом и отвечающий на вопрос "Почему у нас люди такие": Вова гуляет во дворе. Мама распахивает окно и орет: "Вова домой". На что он спрашивает: "Мама, я что замерз?" Мама отвечает: "Нет, ты проголодался?".
Как говорится, сложите первое, второе и третье и диагноз ясен. Начинать что-то делать, видимо, надо с третьего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий