Причудливая мысль моя все вилась вокруг темы байопиков и экранизаций, и как-то в результате сомкнулась со второй темой – англофилией. И понятно почему – потому что индивидуалисты-британцы веками пестовали эксцентрику – как признак свободного духа. Отсюда и все прекарсные стереотипы вроде сумасшедшего профессора или - точнее -эксцентричного дона (все Льюисы Кэрролы, Толкиены, Клайвы Льисы), а также старой девы с двойным дном (Сестры Бронте, Джейн Остин, Беатрикс Поттер, Агата Кристи), даже если некоторые из этих уважаемых дам не были старыми девами в строгом смысле слова.
Стала я вспоминать этих достойных людей и вспомнила еще про двух чудесных британцев, достойных каждый своего фильма. И главное – плоды их трудов мы радостно используем по сей день. Лично у меня такие вот чудаки вызывает непреходящие восхищение.
Итак, Филис Пирсал (phyllis pearsall 1906-1996)
Народные массы знакомы с ее детищем – картой Лондона London A-Z
http://www.a-zmaps.co.uk/
Это, как принято сейчас говорить на хуевом русском языке - иконический предмет, причем сразу в двух областях – картографии и дизайна.
О Филис можно найти информацию, вот в частности ссылка на ее некролог из The Independent, заодно и рассказ о ней
http://www.independent.co.uk/news/obituaries/obituary-phyllis-pearsall-1312265.html
Обидно, что довольно мало информации о ней не как о гениальном бизнессмене, а как о человеческом существе.
Смысл вот в чем.
Филис Пирсал – дочь картографа, которую выгнал из дому в 16 лет сожитель ее матери. Отец картограф к этому времени обанкротился и эмигрировал в Штаты.
От мамы с сожителем Филис смотала во Францию, где в какой то момент по бедности спала на улице. Но как-то перебивалась, занимаясь портретной живописью.
Потом, довольно быстро вышла замуж за английского художника по фамилиии Пирсал и следующие восемь лет своего брака они путешествовали по Европе. Она рисовала. Дальше во всех ее биографиях значится следующий странный пассаж: однажды, будучи в Венеции, она вышла из номера гостиницы, который они снимали с мужем и больше никогда ни в гостиницу, ни к мужу не вернулась.
Замуж с тех пор не выходила.
Зато в начале тридцатых годов, и, как гласит легенда из-за того, что заблудилась идучи на вечеринку, ее осенила мысль сделать удобную карту Лондона.
Дальше Филис начала вставать в пять утра и на своих двоих год ходить по городу до одури, составляя эту самую карту.
Помимо титанического труда, заслуга Филис в том, что ее карта стала первой карманной картой в виде книжечки, и также она разделила город на сектора (A-Z) которые составили структуру книжечки.
Дальше – ровно как Беатрикс Поттер и Джейн Остин до нее – Филис поыталась свой продукт продать. Не вышло. Тогда она на свои деньги выпустила тираж, который стал мгновенным хитом.
Все оставшуюся, долгую жизнь Филис возглавляла собственную компанию по производству карт и рисовала. К сотрудникам относилась как к семье, и чтобы никто из них паче чаяния не пострадал финансово после ее смерти, передала компанию в управление частного фонда, который нельзя ни продать ни купить. (Также, насколько я понимаю, впоследствии поступил основатель и хозяин ИКЕА – чтобы дети предприятие не разбазарили). Сотрудники на нее молились. Вот такая милая дама, которой вдруг в голову стукнуло, что родному городу не хватает маленькой, удобной карты.
Да и еще она всю жизнь сама себя считала художницей (после смерти была выставка), а всю историю с картой почитала счастливой случайностью.
Второй персонаж – сильно похож на Филис. Это Харри Бек – инженер-картограф который придумал другую икону (прости господи) стиля – а именно карту лондонсокго тьюба, родную и любимую.
Беку повезло меньше, чем Филис, потому что его заслуги долго не признавали, авторство карты в разные периоды приписывали другим его коллегам и никаких особых лавров при жизни он не снискал. Зато с идеей идеальной карты для подземки не расставался всю жизнь, рисовал и рисовал, и сделала свою версию карты также и для Парижа – чисто ради искусства.
Его зал в Лондонском музее транспорта появился поздно, чуть ли не в девяностые.
Тихий такой дядечка, со страстью к рисованию всяких схемок на бумажках. Ну чем не персонаж?
Вот такие милые английские подвижники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий