Посмотрела кино про Китса и стала вспоминать другие милые сердцу байопики. И вот что вспомнилось пока.
Shadowlands
1993, Дэвид Аттенборо
Сценарий: Уильям Николсон по собственной пьесе.
Номинировался на Оскар
История любви писателя Клайва Степлтона Льюиса (которого в кругу друзей зовут Джеком, и от этого первые три минуты несколько не врубаешься, о ком, собственно, идет речь) и его американской жены Джой Грешем, умершей от рака.
Это очень красивый фильм, который надо смотреть, подготовив стопку носовых платков. Если хочешь по-настоящему прорыдаться, если мучают мысли о печали жизни и хочется дать простор душевному гнету. Правда. Это как фон Триер периода лучших песен, но только без злобной трировской манипулятивности.
Как почти всякий байопик (есть исключения), этот берет определенный период жизни персонажа и слегка корректирует описываемые события. В данном случае Уильям Николсон открыто признавался, что брал одни части истории Льиса и Джой Грешем, видоизменял другие и придумывал третьи.
В самых общих чертах, разумеется, все верно: Клайв Льис, чья личная жизнь оказалась для меня загадкой даже после прочтения двух его биографий (так, помню в первый раз он женился на матери своего погибшего в первую мировую товарища, судя по всему из чувства долга перед этим самым товарищем, и преданно ухаживал за этой женщиной до конца ее жизни. Так как мои книги до сих пор запакованы после переезда, с биографией свериться не могу, но история там была несколько патологическая: он ее чуть ли ни мамой называл, и тетка была весьма вампирская).
Уже будучи признанным автором и все такое, он и впрямь по пререписке познакомился с американской дамой и женился на ней тогда, когда никто не ждал от него ничего, кроме продолжения сказок.
Опять-таки, может быть память мне изменяет, но было у нее вроде как два сына от первого брака, а не один как в фильме. Так или иначе, Джой и впрямь болела и скончалась.
Помню, после прочтения биографии степень их романтической вовлеченности тоже осталась для меня неясной, но для фильма это, понятно, не важно. Фильм – произведение самоценное и копировать жизнь, подобно работам художников-передвижников, не обязан.
Что в этом фильме удивительно помимо накала экзистенциальных вопросов: если (после свадьбы принца и Миддлтон) хочется еще понаслаждаться старой, доброй Англией, то вот она во всей красе: летний Оксфорд 1952 года со всеми патриархальными замашками – клубами, мантиями, газонами, вечеринками на этих самых газонах и профессорскими комнатами.
А вот домик Льюиса и его брата – приземистый средневековый коттед в окружении сада, пруда и подъездной аллеи. Именно такой я представляю, когда мечтаю об идеальной жизни (здесь стоит добавить: ха-ха)
Главное: Льюиса играет Хопкинс, который за эту роль в 1993 году выдвигался на много всяких премий.
Играет так, как кажется, даже он никогда не играл. Лучше увидеть. Джой играет Дебра Вингер – тоже непоследняя актриса – но на мой вкус по сравнению с Этнони Хопкинсом меркнет все живое вообще. Я всегда говорила, что даже если он посуду моет два часа кряду, глаз от него не оторвать, а тут!
Вторый, после Хопкинса, на мой взгляд – персонаж брата Клайва Льиса по имени Ворни, сыгранный чудесным Эдвардом Хардвигом. В лицо его наверняка узнаете.
Думаю, фильм не стал широко известным только по той причине, что слишком серьезен. Хотя на rottentoamotes у Shadowlands зашкальный рейтинг в 97 процентов.
Опять таки, чисто профессионально – пресловутая арка героя – идеально. Герой проходит полный путь, пардон, трансформации - ничуть не меньшей той, что, например, прошел наш друг Колин Ферт в "Король Говорит".
Если после «Shadowlands» случится синдром нерасставания с Энтони Хопкинсом, можно «на десерт» посмотреть на него в роли Пикассо в еще одном байопике – «Survivng Picasso» Джеймса Айвори (1996, с Дж. Мур и Наташей МакЭлон впридачу).
Sylvia
Кристин Джеффс, 2003
Сильвия – это про американскую поэтессу Сильвию Плат и мужа ее – английского поэта Тэда Хьюза.
Тут надо отметить несколько моментов.
Во первых, Сильвия – нечастый байопик, который прослеживает всю взрослую жизнь героини вплоть до ее - да – самоубийства в 1963 году в возрасте тридцати лет. Прямо-таки слово в слово следует биографии, проверено – у меня куча литературы по Плат.
Далее – Сильвию играет Гвинет Пэлтроу, от которой мне обычно становится одновременно приторино и кисло. Но здесь играет хорошо, а самое забавное, что Хьюза играет Дэниэл Крейг. Крейг!!
Дальше – Сильвия Плат – личность культовая. Американскому зрителю (с образованием) не надо объяснять кто это. Они в колледже ее проходят.
Но, как говорит моя приятельница, для тех кто в танке: это поэтесса такая, которая для Америки – как наша Цветаева или как для Англии – писательница Вирджиния Вульф. То есть ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЖЕНЩИН ДВАДЦАТОГО ВЕКА. И стала она такой, надо заметить, после того как самоубилась, и все разом внимательно посмотрели на ее творчество и ахнули. (Главная проза «Под стеклянным колпаком», главная поэзия – Ариэль и Колосус, и кто любит дневники – дневники Сильвии Плат) Вот вполне исчерпывающая статья http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82,_%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%8F
Как доморощенный эксперт по Плат, утверждаю что не стать культовой ей было нельзя. Потому как в ее истории столько чарующих кусков: фрейдизм, патологические отношения мать-дочь, намаливание фигуры отца, изоляция, талант, страдание, писание и любовные страсти to name a few. Если очень, очень цинично определять ее образ – получится архетипическая поэтесса-страдалица.
Вот, к приемру, документальный фильм про С Плат: http://youtu.be/Zexu2SMUIdU
Есть правда у нее во всех отношениях достойная соперница – поэтесса того же направления, называемого confessionalism – то есть персональная, признательная лирика (говорю же – Цветаева, только наша была на полвека раньше). Так вот соперница – поэтесса Энн Секстон, тоже наложившая на себя руки. И страсть как хороша. Думаю, раньше-позже мы точно получим про нее фильм. Этого просто не может не произойти.
Жизнь самого красавца Хьюза (ходили даже слухи, что он практикует магию, настолько сногсшибательным он слыл) – поэта-лауреата http://en.wikipedia.org/wiki/Ted_Hughes - тянет не то, чтобы на байопик, но на многосерийку. Думаю, что и это нам предстоит. Есть, правда, одно «но» - наследие Хьюза ревностно охраняет сестра поэта, которая вряд ли позволит кому-либо сделать о нем кино в обозримом будущем.
Суммируя вышесказанное, думаю, что целевая аудитория «Сильвии» - поклонники поэтического дуэта, все, очарованные этой греческой трагедией Ну или фильм можно считать вводным, попсовым курсом в платоведение.
Carrington
Кристофер Хэмптон, 1995
Кристофер Хэмптон и Майкл Холройд по книге Майкла Холройда
Номинировался на Bafta и массу чего выиграл
Еще одна крайне умело, культурно и пронзительно сделанная английская драма.
Еще одна страстная история из жизни английской жудожницы Доры Кэррингтон и писателя-историка Литтона Стречи.
Фильм для англофилов, а если не для англофилов, то для поклонников Эммы Томпсон (Дора) и Джонотана Прайса (Стречи).
Дж. Прайс – великий актер, в одной весовой категории с Хопкинсом. (И один из лучших Шерлоков Холмсов)
Фабула в двух словах: он – гомосексуалист, она – ни в коей мере. Но он – центр ее жизни.
Надо ли говорить, что все разыгрывается снова на фоне цветущих английских пейзажей и цветущих же интерьеров. Так как начало века, то весь антураж особенно замечателен.(Думаю, что то подобное грезилось режиссеру Учителю, когда он потел над «Дневником его жены»)
PS после заметки про Китса, мне сказали, что есть еще фильмец – правда старый – про роман Байрона с Леди Каролиной Лэм, который так и называется «Леди Каролина Лэм». Я так понимаю из прочитанных описаний, что упор там все-таки на леди, которая зажгла по полной и после Байрона переключилась на лорда Веллингтона. Надо будет когда-нибудь глянуть.
Если вообще говорить об английских романтиках, то помню был фильм типа готика, про так как Шелли, Байрон и Мери Шелли где-то там в замке занимаются всякой готической херней. Очень тоже милый, но названия, убей – не помню.
Комментариев нет:
Отправить комментарий