понедельник, 21 февраля 2011 г.

Эрика Джонг - о писательстве.


На обложке - фото писательницы в молодости. Как сказала моя подруга:
"Чистая продавщица овощей".
Не так давно я прочитала  "Соблазняя демона" Эрики Джонг и окончательно убедилась, что Эрика - совсем не моя "чашка чая" и более того, местами вызывает сильное раздражение. 

Однако это не отменяет того факта, что она с чувством и опытом пишет о своем ремесле. По мне, так это лучшие ее пассажи.
Так как субъективное восприятие писательства, да и вообще все, что связано с психологией творчества - для меня интеллектуальный аналог любимого пирожного "картошка", то ниже - перевод нескольких пассажей из Эрики. особенно мне нравится приводимая ею цитата Артура Миллера.

Перевод неуклюжий, делался наспех. Сорри.

Итак:

Писательство для меня - наипервейший из антидепрессантов.
А вот так выглядит писательница нынче.
 У Эрики вообще поразительная внешность карикатурной блондинки - всегда была,
но в зрелом возрасте усугубилась.
Оно появился задолго до Прозака и Эффексора. И значительно дешевле. Все что тебе надо, как говорил мой отец, бумага и ручка, и с божьей помощью, ты возможно, даже замесишь немножко теста. 

Думаю,  писательство способно улучшать мое состояние, потому что это способ высечь порядок из хаоса. Эодора Велти  в своем мемуаре «Попытки писателя» говорила, что для того, чтобы изложить историю вам надо создать последовательность опытов. А последовательность  это особый путь понимания, это способ понять нечто, что до сих пор казалось туманным. 

Естественно, вы грешите против памяти, пытаясь организовать свои воспоминания, свой опыт.  Но это не страшо, ибо память и так грешна: память избирательна,  память необъективна, память работает странно. Так что воспоминание само по себе уже в каком-то смысле является неточностью .

То, что не зафиксировано в языке уходит.

Я не понимаю разделения на фикшн и автобиографическую прозу.  Мне кажется, что правда состоит в том, что всякая автобиография есть фикш. А всякий фикшн – частичная автобиография. (Прим: ну у Эрики-то уж точно - все  ее героини практически беспримесно списаны с авторессы. ЮЛ)

 Артур Миллер говори: когда жизнь меня разочаровала, у меня осталось писательство.

Писать план произведения или не писать – это большой вопрос. 
(To outline or not to outline – that is the question)
Полагаю, что новелла в которой основной акцент сделан на сюжетной составляющей, должна быть прописана в виде плана.

Если же движущей силой вашего произведение в большей степени является характер героя, то вероятно, для вас предпочтительнее будет большая свобода. Я лично не способна писать планы. Я всегда начинаю с характера и заложенного в нем драйва. 
Сюжет – не моя сильная сторона. Я никогда не знаю арки своей истории, по крайне мере до тех пор пока не напишу трети. На этой стадии мой герой – если он достаточно разработан - должен  подсказать дальнейшие сюжетный ходы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий