понедельник, 31 января 2011 г.

черный лебедь

Посмотрела "Черного лебедя" Аронофски.

Ужасно интересно, кто что про него думает, потому что меня фильм откровенно разочаровал.

Какой-то он пошлый (все эти пачки и знакомая до боли музыка + розовая комната с игрушками) и какой-то он уж больно вторичный (контролирующая мать, отходящие ногти, галлюцинации, секс и сексуальные неврозы).
Мне кажется,  "Начало" на некоторое время вообще закрыл тему  внутренних разборок (только там сны обретают форму целых миров, а здесь запретные части личности "выходят боком" в виде галлюциноза - в общем, совсем не новая концепция). А ведь я страсть как люблю триллеры. И были ведь и помимо и до "Начала" всякие на тему доппельгангеров и теней (в юнгианском смысле) классные фильмы.

Но поверх этих вкусовых придирок, он еще искренне показался скучным. Может у меня были какие-то завышенные ожидания?
Собственно, я бросилась его смотреть  когда подруга и ее бойфренд в один голос сказали, что "влипли в фильм с первых кадров". Я, наверное, все ждала когда влипну.  Да так и не вышло... Черт знает что такое!  Может у меня "Лебединое озеро" инстинктивно рифмуется со смертью генсеков и советским официозом и это уже не вырубить ни пером, ни топором?

В общем с трудом дождавшись конца мучений балерины,  с облегчением переключилась на  недосмотренные серии "Хорошей жены", получив от них - всяко - гораздо больше фана. Есть ощущение облома.

Надеюсь, фильм "Механик" с любимым Стэтемом окончательно восстановит душевное равновесие. Пошла смотреть.

среда, 26 января 2011 г.

Драматургическое расхождение или почему не стоит копировать


Почувствуйте разницу 

Отсматривая, как и многие любители качественного тв-продукта, американские и британские сериалы в количествах, близких к товарным, я, наконец,  сформулировала для себя одну важную мысль.

Звучит она так: принципы общения – назовем их англосаксонскими - играют на руку тамошней драматургии.

Проще сказать – люди общаются, руководствуясь иными принципами. (Их еще красиво называют культурными кодами).
Принципиально. И эта принципиальность (точнее - ее важная для нас часть) отражается в двух, связанных друг с другом моментах:

1)     культурально так принято, что люди держат и сохраняют между собой большую дистанцию.

И это приводит к:

2)     качественно другому способу выражения эмоций.


Похоже, что как ни странно,  здесь мало что поменялось со времен Джейн Остин. Напряжение произведений которой, как мы помним,  многим обязано тому, что ЧУВСТВА НЕ ПРОГОВАРИВАЮТСЯ ОТКРЫТО, вся истинная жизнь персонажей происходит ВНУТРИ (так сказать  в кощеевом яйце самости), и она не проговаривается, ОНА ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ=КОММУНИЦИРУЕТСЯ КОСВЕННО, через массу опосредованных знаков, действий, деталей, символов, зачастую случайно, БЕССОЗНАТЕЛЬНО, ненамеренно. 

Возьмем CSI. Мы имеем дело с командой сплоченных профессионалов, которые очень много знают друг о друге. Однако никаких признательных разговоров по душам, никаких слез и откровений вы там не найдете. Сколько раз в силу нашего культурного программирования я ловила себя на наивной зрительской эмпатии: «Ну, ну давай скажи ей все как есть! Почему ты не спросишь прямо?» Тот же Доктор Хаус не был бы возможен в принципе, кабы не ограничения и табу, накладываемые местной этикой на членов его команды.

Ключевое слово в их общении –   КОСВЕННОСТЬ. Там где русские все делают, что называется, без экивоков, англосаксы как раз будут использвоать как можно большее количество обиняков. И все потому, что понятие о дистанции между людьмии совершенно иное. Прямое, непосредственное выражение чувств в рабочих, да и не только рабочих пространствах ТАБУИРОВАНО. Дистанцию подобным образом нельзя сокращать! Как говорила моя знакомая немка: «Мы заводим друзей медленно, приближаясь друг к другу шаг за шагом, у нас не принято форсировать этот процесс, и может пройти очень много времени, прежде чем мы начнем ходить друг к другу в гости». Казалось бы – стереотип. мы - душа нараспашку, а они - застегнутые на все пуговицы. Но некоторые стереотипы оттого и становятся сами собою, что имеют на то основание. 

Что подобный  modus operandi дает сценаристу?
Массу массу места для маневра.

Там где что-то не проговаривается напрямую, есть возможность создавать подтекст, создавать напряжение, ДЛИТЬ ситуацию недоговоренности, недопроявленности чувств, неясности отношений.

Возьмем пример: один коллега бросает другому прилюдно шпильку на совещании.
Возможная реакция отечественного субъекта: Ты че хотел сказать в натуре, а? ну-ка ну-ка пойдем выйдем (прямая агрессия)

Возможная реакция англосакса: затаивание (пассивно-агрессивный стиль).

Что выгоднее драматургически?

Резюме:  такт, мнительность, сдержанность, скрытность, обходительность и дистанцированность гораздо более драматургичны, чем святая простота, прямота, несдержанность и готовность дружить взахлеб. ТАЙНА более привлекательна чем ОТКРЫТОСТЬ,  тело, завуалированное драпировкой, как известно, более волнующе чем нагота.

Поэтому поведение, под ноль снятое с героев западных сериалов (например, в случае адаптации) создаст у отечественного зрителя бессознательный протест, будет бессознательно воспринято как НЕЕСТЕСТВЕННОЕ.

В этом – часть сложности адаптаций. НАДО ПОНИМАТЬ РАЗНИЦУ.
Не только в том что СРЕДА, обстоятельства и, скажем, юридические реалии иные.

Это еще полбеды. Но и поведение другое, поведение которое строится на впитанном с молоком матери понимании, что приемлимо и что нет, что допустимо к обсуждению в одном кругу (рабочем) и что допустимо в другом (дружеском). Эта система гораздо  более разработанная и  тонкая, нежели наша ( оговорка: наша по-своему хороша и все вышесказанное не значит, что поведение соотечественников напрочь блокирует всякую сценарную изощренность. А уж как богата на тонкости азиатская коммуникативность!)

Это особенно стоит учитывать, если в сериале действует команда героев.  Динамика отношений между членами команды как правило составляет горизонтальные линии, и тут важно подбирать характеры героев так, чтобы горизонтали выстраивались напряженные.

Напоследок пример из фильма «Часы». 

Есть там потрясающая сцена «с поцелуем» где к героине Джулианны Мур забегает соседка и просит ее последить за собакой, так как она должна уехать в больницу.

Мне кажется это одна из самых блестящих сцен, которые я видела.

Почему? Потому что накал страсти от первого слова до последнего там такой, что у меня всегда волосы на руках дыбом встают.

Долгое время я была так очарована чисто эмоциональным, каким-то гипнотическим воздействием сцены, что не могла просечь, в чем собственно ее смысл по большому счету.

Смысл мне кажется вот в чем: за время этой недлинной сцены героиня Мур узнает о нескольких  КРИТИЧЕСКИ значимых вещах. 

Прежде всего о том, что та бездна, которую она подозревает в себе, имеет право БЫТЬ потому что она только что заглянула в бездну другого человека.  Заглянула на долю секунды, и тем не менее. То есть в соседке как в зеркале она видит себя. Реальность чужого страдания, обычного хорошо скрытого за фасадом социально приемлимого поведения,  подтверждает ей реальность собственной боли.

Ну и кроме того неожиданный поцелуй подтверждает другое опасение: что в ней скрыто то, чего она не знает, возможно боится, и это что-то - из совсем другой жизни. И оно притягивает ее. То есть у героини происходит глубокий инсайт на нескольких уровнях. И что еще замечательнее: это немногословная сцена 

ЦЕЛИКОМ ПОСТРОЕНА НА УМОЛЧАНИЯХ.

И когда, наконец, переход дистанции происходит (слезы соседки и поцелуй), то длится он секунды, а эффект производит как Хиросима. О как.

вторник, 25 января 2011 г.

программное утверждение

 Чтобы раз и навсегда снять вопросы и - тем более - упреки: в этом блоге я НЕ ПИШУ О ПОЛИТИКЕ, о том, в какой ужасной, воровской и криминальной стране мы живем, о презрении к Единой России и к режиму, плюющему на своих граждан. (Конечно, никогда не говори никогда,  но намерение - таково). Блог про кино, книжки, околокультурные рассуждения-впечатления и про прочие неполитические и приватные, скромные и досужие материи.

Удивительно, как возрос градус политизированности за последний год, если меня упрекают в том, что я не высказываюсь здесь про арест Немцова. Нет. Не буду. Здесь - про другое. politics free zone

Еще я зарекалась писать про кулинарию - потому что блог и не про еду тоже. Но, боюсь,   не удержусь)) чувствую зреет внутри измена собственным  принципам)

дым иллюзий

Недавно подружка спросила - не без чувства зависти: при твоей профессии наверное кино можно смотреть дни напролет без всякого чувства вины?  И я поняла - не без радости - точно. Я же этим и занимаюсь.  А еще, кивая на профессиональную необходимость, можно тащить в дом всякую занятную литературу. По психологии, например.

В море подобной литературы много глупой попсы, но есть и масса замечательных  книжек. В отпуск было куплено несколько (замечательными оказались далеко не все), но все оказались юнгианскими. И я окончательно поняла, что в некотором смысле - юнгианская шняга очень похожа на буддизм.

Точнее, в одном конкретном смысле: по своей беспощадности. Так же как буддизм не оставляет нам надежды на комфорт, так и юнгианцы спешат развеять наши иллюзии без всяких экивоков. То есть понятно, что практически любая психологическая школа подтвердит, что отношения сотканы из проекций, контрпроекций и лежащих под ними травм, но юнгианцы как -то уж особенно поднаторели в наглядной демонстрации.

В результате их тексты часто похожи на эдакие методички по демистификации душевной жизни. Иногда последователи Карла впадают в другую крайность - как правило когда их уносит в трактовку мифов. Но в промежутках между поэтическими описаниями нашей психической динамики они предпочитают, например, такие освежающие пассажи:

"Как только возникает сильная эмоция - любовь, грусть, ненависть или наслаждение - ее появление свидетельствует об активации комплекса. "

Или: про влюбленность.

"Влюбленность возникает вследствие проективной идентификации.
В состоянии влюбленности мы испытываем самые лучшие чувства потому, что другой человек на какое-то время демонстрирует (отражает) нам отсутствующие в нас элементы психики. благодаря моментальному сближению со своей целостностью у человека возникает эйфория. Но очевидно что реальные черты личности другого человека, отличаются от тех, что есть у нас в бессознательном. Поэтому наша проекция не может существовать долго. Когда реальность смещает фантазию, любовь превращается в безразличие и даже в ненависть по отношению к "проявившимся несоответствиям" другого человека."

Ясно и просто, как валенок.

Иногда попадаются и настоящие подарки. Без иронии. Вот например, в этот раз попалось:

"На самом деле все серьезные проблемы имеют только ИНДИВИДУАЛЬНОЕ решение."

Думаю, что даже десять хреновых книжек стоят  одной этой мысли. То же в общем ясной, как пельмень.  Только почему-то никогда до этого не очевидной.
Резюме: век живи - век учись, дураком помрешь.





понедельник, 24 января 2011 г.

"Damages" или про горизонтальный сериал

Как и собиралась, на каникулах я добила три сезона сериала "Damages". И не жалею. На примере этого вполне блестящего сериала прояснила некоторое количество важных технических моментов.


Так, на примере Damages видно, что нужно, чтобы горизонтальный сериал удался (кроме удачи и хорошего маркетинга). Ибо горизонтальный сериал, который держит напряжение, вещь, на мой взгляд, на порядок или два более сложная нежели сериал вертикальный или вертикально-горизонтальный.

То есть все сложно, но горизонталка - особенно.

Итак, всего-то и нужно, что:

1) бюджет

2) сильные актеры

3) первоклассная драматургия

4) режиссура

Сразу оговорюсь: думаю, что для успешного вертикального сериала (на нашем рынке) нужно как минимум что-то одно: либо хорошая драматургическая концепция, либо любимые народом актеры. То есть меньшее количество необходимых вводных.  Бюджет, понятно, никогда не мешает, но даже бюджет, как мы видим, в отечественных условиях легко убивается либо топорной режиссурой, либо хуевой драматургией, либо и тем, и другим вместе.

То есть бюджет -  условие необходимое, но недостаточное. В вертикальных сериях можно также спасать ситуацию какой-нибудь интересной фактурой - например, отправить героя сыщика в какую-нибудь субкультуру (типа готов) и будет это зрелищно (если, конечно, наши пуританские каналы не испугает, что все это "слишком как-то")  Так, ресурс интересных фактур сполна использовался в SCI. Там криминалисты только и делали, что сталкивались с разными "ячейками общества". На этой чувствительной зрительской струне отлично играют и в Bones. В третьем сезоне Bones есть ужасно классные серии, где герои, в частности, отправляются в царство фетишистов (любители ролевых сексуальных игр в лошадок и наездников), а во втором, кажется, сезоне, к вудуистам. Горизонтальная линия третьего сезона вообще построена на такой смачной истории как тайное сообщество каннибалов.

С горизонтальным сериалом сложнее. Потому что у него конструкция должна быть стопудово плотной, напряженной, разнообразной, иначе провисание наступает почти неминуемо.  А любая фактура  за двенадцать серий становится обыденностью, даже фетишисты-лошадники. И - как говорит друг всех детей Мак Ки вот вам и kiss of death.

В Damages есть все, чего душа желает: десять сюжетных поворотов на серию, офигительные актеры, сложная, нелинейная композиция внутри которой встроены всякие классные композиционные трюки, меняющаяся точка зрения (то есть чьими глазами мы смотрим на происходящее), но даже при всем при этом, в середине каждого сезона возникает ощущение, что ребята напрягаются всеми силами, чтобы "не упало". Отсюда, на мой взгляд - злоупотребление флэшбеками и флэшфорвардами, которые зачастую используются не только для дела, но и как спасительная арабеска, красивая протяжка, если надо поднабрать чуток хронометража. (Это по большому счету придирки, но все-таки).

Повторюсь - из всего вышеперчисленного (и, конечно, очевидного) - сюжет - это основа.
И тут Damages вызывают восхищение.
Потому что тот, кто это писал очень ясно понимал что и как делает.

В результате - это про концептуальное - был создан художественный мир в котором нет добра и зла, и вопрос ставится  не кто плохой, а кто хороший, а принцпиально по-другому: кто кого сделает? Кто хитрее? Кто окажется наверху и кто внизу. У кого окажется ВЛАСТЬ над ситуацией.

Половина первого сезона уходит на осознание того факта, что ты смотришь не сериал про хороших тетенек и их противников. Что тут вообще нет никого хорошенького. Что у всех есть скрытые мотивы, под которыми лежат еще более скрытые мотивы, и что "совы - не то, чем они кажутся". У меня лично от этого наступила некоторая эйфория. Потому что гадать, в какую же игру с тобой играют ужасно занятно. Когда ты, наконец, думаешь, что, кажется, таки разобрался, думаешь, что примерно раскусил, кто здесь чего стоит, характеры и мотивы снова выворачиваются наизнанку. И так примерно каждые три серии.

Надо сказать, что здесь вообще использовано, как кажется, ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖНО придумать по части сценарной изобретательности.

Скажем, так называемые "красные селедки". Вещь вроде бы не новая - но отлично работает. В первом сезоне нам сразу дают понять, что смерть жениха главной героини как-то связана с тем, что его начинает преследовать поклонница-психопатка.  Нас упорно ведут по этой дорожке, ведут и ведут и...ты начинаешь свыкаться с мыслью, что кажется смотришь современный извод "Фатального влечения" и как это остроумно придумано в качестве оммажа к ранней карьере Глен Клоуз, а потом упс - выкуси. Психопатка отдыхает, нервно курит, на сцену выходят другие.

Еще забавные штуки.
Масса флэфорвардов и флэшбеков.
Каждый сезон начинается с каунт-дауна: нам показывают финал (фрагментарно - и это важно!) а затем развивают события в хронологии - за 6 месяцев до финала, за 5, за 3, на две недели и так далее.
При этом бэки и форварды есть объективизированные  (то, что знает только объективизированный наблюдатель) и то, что знает например только главная героиня или какой-то конкретный герой. То есть происходит незаметное на первый взгляд смещение точки зрения, но работает оно таким образом, что картинка становится гораздо более дискретной, мозаичной и сложной. И просекаешь в пылу интереса это тоже не сразу.

Но больше всего меня раздразнил довольно бесстыдный трюк создателей под названием "утаи главное". А именно: буквально с первых кадров первой серии каждого из сезонов нам показывают его финал. Смерть жениха героини Роуз Бирн в первом, авария героини Гленн Глоуз и смерть ее компаньона в третьем. Что происходит? Да то, что ты тут же ментально цепляешься за эту информацию и думаешь,  что теперь тебе расскажут, КАК произошло то, что тебе показали. То есть, что игра называется "как мы дошли до жизни такой".

На самом деле - ничего подобного.  Очередной случай ловкой манипуляции. По ходу парохода, ближе к концу сезона мы начинаем понимать, что версия финальных событий , показанная в начале не только неполная, но и имеет координально ИНОЙ характер и смысл. И происходит это по мере того, как уже под завязку сезона в исходную информацию вкрапляются кусочки "пробелов" или - проще говоря - кусочки мозаики, которые от нас утаили.

Особенно ловко это проделано во втором сезоне, где финальная драматическая коллизия происходит в комнате отеля, в которую стекаются все основные действующие лица.

Мы - не дураки - понимаем, при этом, что нам чего-то недоговаривают.
Так, нам многократно на протяжении сезона показывают, что в финале героиня Роуз Бирн в кого-то стреляет, но не показывают - естественно - в кого.  И мы решаем, что загадка - вот она, она в этом.  Но только в самом, самом конце мы допираем, что нас всю дорогу водили за нос, потому что частично ключевые события приключились как раз не в отельной комнате, а в лифте (ранение героини Глен Клоуз). И от этого интерпретация событий в отельной комнате становится совсем-совсем другой. Гол, шах и мат.

В общем, ребята крутят зрительским восприятием как хотят и крутят страшно умело.
Правда, признаться, на третьем сезоне, ты уже знаешь все ощущения и немножко предугадываешь ходы. Хотя и не все.
Словом, правила игры со зрителем строятся на  тотальной БЕСЧЕСТНОСТИ (мы как бы сейчас зададим правила игры, а потом их в пух и прах развеем, а ты сам дурак, что не догнался, что мы держали тебя за лоха). Но сделано это такой уверенной рукой, что уважение и восхищение перевешивают некоторое раздражение.

Так что Damages - великая школа юного и не юного сценариста.
ps Понятно, что под всеми "ты" и "мы" имеется ввиду "я".









воскресенье, 23 января 2011 г.

пятница, 21 января 2011 г.

цейтнот

Ужасно  хочется пописать здесь,  начать уже, наконец, после каникул,  но  - поди ж ты - реальный цейтнот. То есть одна серия пишется днями и ночами, сдается, начинается другая. А ее ждет третья. Это, безусловно, счастье. Тем более, что организм, уже, похоже, так привык к большим нагрузкам, что более мягкий режим воспринимает с подозрением. Мы даже отдых себе на каникулах устроили на износ - чудеснейший, но на износ. Типа в 9 встать, вон из нашей флорентийской квартиры и - впитывать культуру пока не упадешь.
Мне интересно, как я буду реагировать, когда (предположительно к весне) мои текущие проекты рассосутся. Смогу ли я наслаждаться паузой (если она будет) или сразу станет пусто?
Посмотрим.