вторник, 18 декабря 2012 г.

Книги для сценариста.

Составляли для СЦ совместными усилиями список книг, потребных к чтению сценаристу. Вот моя часть. Полный список - в разделе документов СЦ. Психология творчества «Art and Fear» David Bayles & Ted Orland - все страхи, блоки и комплексы, связанные с занятиями искусством, вытащенные на свет и разложенные по полкам. Полезно в моменты обострения неврастении. “Writing from the inside out” Dennis Polumbo – голливудский психотерапевт о типичных проблемах сценаристов. С некоторым пафосом. Nataly Goldberg «Writing down the bones» – писанина как духовная практика. Исходит из американской традиции creative writing, выстроенной на убеждении, научить писать, хотя бы о себе - можно всякого. Подкупает верой. Anne Lamott «Bird by bird» - как трудно быть писателем; Ламотт славится смесью юмора и религиозности. К счастью, вкус ей не изменяет, и самоирония превалируют. Смешно. Л.С. Выготский «Психология искусства» 1922 год – Лев Семенович снова в моде)) В мире мудрых мыслей-1 Стивен Кинг «Как писать книги» Кинг – остроумный чувак. Писательская автобиография плюс советы. William Goldman «My adventures in the screen trade”. Автобиография из серии «как покорялся Голливуд». Оч. бодро. Plotting and writing suspense fiction Patricia Highsmith Создательница «Талантливого мистера Рипли» и «Незнакомцев в поезде» – про то, как придумывать детективы. В мире мудрых мыслей–2 - сборники интервью: Created by… Inside the Minds of the TV’s Top Show Creators Такие ребята как Алан Болл и Дж.Дж. Абрамс (среди множества других) отвечают на всякие любопытные вопросы: по какому принципу подбирают авторов на проекты, про стратегию карьеры, вход в индустрию, кризисы, работу с режиссером, разработку своих шоу – ОЧЕНЬ любопытно. Screenwriter’s masterclass: screenwriters talk about their greates movies. Сборник обстоятельных рассказов: например, про то, как Тед Талли экранизировал «Молчание ягнят». Не только Америка: есть интервью с Фр. Озоном, Карлосом Куароном. Кто любит Аронофски – есть интервью с Аронофски) ТВ-райтинг Pamela Douglas “Writing the TV drama series” О том как войти в профессию и как в ней удержаться. Подробно про производственный ТВ-цикл: от подачи заявок – к пилоту – первому сезону – результатам сезона. Организация труда. Функции и роли внутри внутри команды авторов и продюсеров. + Интервью с бывшими учениками: как боролись за место под солнцем и что из этого вышло. Lee Goldberg, William Rabkin «Successful Television Writing” Подробно – правила индустрии и как устроен ТВ-цикл. То есть то же, что и выше, но с циничным юмором. Интересно сравнивать. Ellen Sandler «A creative approach to television scripts” – все то же самое + несколько ценных технических советов, типа – ноу-хау автора по разработке идей и характеров. Если надо выбрать одну из трех, то Памела Дуглас. Сценарное Syd Field «The screen writers problem solver: How to Recognize, Identify, and Define Screenwriting Problems» Как впечатления от сценариев конвертировать в диагностику проблем. Например: читаете – скучно. О каких проблемах структуры и характеров это может сигнализировать? Читаете: вроде экшен и развитие, а ощущение – бессмысленной суеты. О чем это говорит? Хорошо держать под рукой и перечитывать кусками. Особенно если ты редактор. Blake Snyder «Save the cat strikes back» структура Linda Seger «Writing Subtext» памфлет про подтекст; книжка тонкая, информативна на треть, но треть оправдывает средства) Монтаж The conversations with Walter Murch Известный монтажер, в т.ч и по звуку – подробно о своих работах, разборы конкретных решений. Монтировал, например, «Английского пациента» и – на минуточку - трех «Крестных отцов». Дмитрий Долинин «Киноизображение для чайников», Издание ВКСР, 2003 год. Ликбез на тему «киноизображение», очень милая. Про писательство «Марио Варгас Льоса – письма молодому романисту» Ликбез для тех, кто хочет писать фикшн. John Gardner «The art of fiction» «On becoming a novelist» Джон Гарднер погиб рано, и как писателя его знают хуже (хотя есть и русские издания), чем как автора книг по писательству. Стиль изложения тяжелый, густой. Ему принадлежит, кажется, самая цитируемая (на западе) фраза о том, что такое хороший роман: «Это яркий, продолжительный сон, который забирает меня в свою реальность». E.M. Forster «Aspects of the novel”. Гарднер и Форстер – близнецы-братья)) Форстер – тоже типа безапелляционная классика. Серьезная-честная. До того, как об этом начали писать игриво. William Strunk «Elements of style» – старая 1918, классическая книжка. Такая же уважаемая как и Лайош Эгри (см. список Lilya Kim). Как писать, чтоб не стыдно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий