Заблуждение 1
«А что вам-то волноваться?»
Сценарное дело - приятный,
творческий труд, связанный исключительно с полетом фантазии и пребыванием в
симпатичных, уединенных местах.
Нередко влечет за собой развернутую аргументацию: «Девушка, а вам-то что, волноваться?
Я вот понимаю, у нас тут поток людей с утра до вечера. А вы – сиди себе
спокойно да сочиняй!»
Самые «продвинутые» могут
посочувствовать: «Ну да, вас же режиссер мучает».
Ничто не бывает дальше от истины, даже если на протяжении большей части работы ты действительно сидишь один и пялишься в монитор.
Данное обстоятельство не мешает сценаристу находиться в тесном молитвенном общении примерно со следующим кругом
лиц: редактором продакшена, редакторами канала, продюсерами продакшена (был чудный проект, где имелись в ассортименте продюсеры трех продакшенов, каждый из
которых демонстрировал свою занятость), а также соавторами, режиссером,
консультантами, агентами, юристом. Потом может добавиться режиссер.
Это люди, отмахнуться от
которых нельзя: вы вроде как в одной упряжке, некоторые из них держат в руках твои финансы. Так что золото человеческого общения включено в стоимость покупки.
Ситуация усложняется, если возглавляешь
авторскую группу. Тут надо следить за графиком, оценивать работоспособность и
качество других авторов. Вычитывать их труд и править, объяснять и увещевать. Менять, если надо. По ситуации, в общем. То есть совмещать функции администратора, надзирателя и писателя. А паровоз проекта, тем временем, идет.
Заблуждение 2
«Почему не можете, наконец, написать что-нибудь крутое?»
«Почему не можете, наконец, написать что-нибудь крутое?»
"Вон к вам уже и всякие гуру американские приезжают, и что?"
Обычные люди считают сценариста
ответственным за конечный продукт. И, соответственно, в бездарности нашего
телека винят именно его.
И снова "здравствуйте", т.е. ничто не может быть
дальше от истины.
Во первых, есть уровень заказа. На телевидении напрямую фантазии сценаристов не воплощаются: они проходят множество фильтров - форматных и конъюнктурных.
Частая история: если к тексту отнеслись щадяще на стадии девелопмента, велики шансы, что произойдет его ухудшение на стадии
производства.
Причин тому много: цензура, конъюнктура,
смена начальства, распил бюджетов, незаинтересованность ответственных лиц
делать более сложный, чем обычно, продукт, спешка и неорганизованность
съемочной группы, режиссерская лень и т.п. и т.д.
Бывают, конечно, исключения. Но они - результат удачного слияния массы факторов - не только качества текста.
В идеале, чтобы качественный текст добрался до производства, люди, которые призваны оценивать это качество (редактора со стороны заказчика) должны быть проф.пригодны, то есть владеть инструментарием для оценки сильных и слабых мест текста, уметь формулировать конкретные и толковые замечания по его доработке, а не упражняться в схоластике или в отстаивании каких-нибудь удивительных максим типа "Каждое действие героя должно быть продиктовано четким мотивом, моментально понятным зрителю" (условно говоря).
В идеале, чтобы качественный текст добрался до производства, люди, которые призваны оценивать это качество (редактора со стороны заказчика) должны быть проф.пригодны, то есть владеть инструментарием для оценки сильных и слабых мест текста, уметь формулировать конкретные и толковые замечания по его доработке, а не упражняться в схоластике или в отстаивании каких-нибудь удивительных максим типа "Каждое действие героя должно быть продиктовано четким мотивом, моментально понятным зрителю" (условно говоря).
Упражнение: возьмите любую серию проекта "Безумцы" и представьте ее стандартное российское овеществление. Что будет на выходе? Правильно - мыло мыльное, дневной эфир канала РТР.
Не исключены высокие рейтинги.
Disclaimer: все это ни к тому, чтобы снять с себя ответственность. (Писать надо хорошо и с понимаем зачем и что пишешь - тогда отстаивать свою точку зрения будет полегче). А к тому, что сценарий - не вермишель: вот она в пакете, а вот уже - в супе, только немного мягче.
Заблуждение 3
«А
ну-ка дружно, а ну-ка быстренько!»
Если первые два заблуждения
относятся к людям вне профессии, то третье и четвертое – стандартные игры
внутри нее, вызывающие прилив крови к белкам глаз.
Вот любимый продюсерский заход,
подразумевающий, что писать могут, в общем, все (Да он и сам бы написал, если бы
не был так занят своими ВАЖНЫМИ ПРОДЮСЕРСКИМИ СУПЕР-МЕГА-ВИП делами).
«Ну трех дней вам хватит на
пилот?»
«Ну когда встречаемся: давайте
через недельку, да?»
«Ну вы там быстренько додумайте и
давайте начинать».
Это – самое
обидное. Потому что ладно, тетя Зина из соседней квартиры, а вот вам – известный
российский деятель во цвете лет.
Более того, работа, связанная с
активной внешней коммуникацией (постоянные звонки, разговоры, обсуждения)
ЛЕГЧЕ, утверждаю я, чем состояние глубокой сосредоточенности на решении
конкретных задач внутри текста. По затратам энергии – психической и жизненной
вообще – это дико «теплоемко». Ибо все в этом мире устроено так, что стремится
вышибить тебя из процесса: и быт, и семья, и страхи, и заботы, и уставшие глаза,
и конкретный материал, от которого чаще, чем хотелось бы, мечтаешь убежать, да
нельзя.
Возможно, если бы каждый, мало
мальски уважающий себя продюсер для начала попробовал написать шестнадцатисерийный горизонтально-вертикальный сериал или крепкую историческую драму, сам себя
подгоняя по башке, не употребляя в тексте ругательств, без сцен насилия и распития
алкоголя, дело бы чуть сдвинулось с места. Ну это так, эротические фантазии.
Заблуждение 4
Деньги?
Какие-такие деньги?
Приходят на ум строчки из "Театрального романа":
- Он задумался, потом поднял на меня глаза и спросил: - А зачем вам деньги, в сущности? Думайте о духовном.
Я посмотрел в окно: по двору проходили разноцветные коты.
В этой сфере принято
«забывать» про деньги и делать вид, что мы работаем ну вроде как за счастье поработать, за счастье приобщения "к волшебному миру кино".
В то же время продюсеры не надеются
уболтать официанта в ресторане обещаниями его будущей золотой карьеры в
качестве су-шефа?
И в банке, наверное, не забывают
про свои кредиты.
Конечно, я знаю ответ. Вопросы - глубоко риторические.
Делают, потому что
можно.
Потому что нет профсоюза, нет лобби и сценарист НИКЕМ, НИЧЕМ не защищен.
Более того, сильная контора может
позволить себе подписать договор на ваших условиях. Вот только заставить соблюдать
его – нередко, отдельная задача.
Характерный посыл: "Вы
начинайте работать, время-то идет, мы все страшно торопимся, канал давит, а
наша бухгалтерия и юристы пока подготовят бумаги, потом еще счет каналу выставим,
у них месяца полтора, потом еще 10
банковских дней на выплату… "
Всем знакомо.
Антидоты на сегодняшний день: хороший юрист, надежные агенты, собственная ушлость и собственная репутация. Плюс удача.
Комментариев нет:
Отправить комментарий