понедельник, 29 октября 2012 г.

2X2 или заблуждения о сценарном труде




Заблуждение 1
«А что вам-то волноваться?»

Сценарное дело - приятный, творческий труд, связанный исключительно с полетом фантазии и пребыванием в симпатичных, уединенных местах.

Нередко влечет за собой развернутую аргументацию: «Девушка, а вам-то что, волноваться? Я вот понимаю, у нас тут поток людей с утра до вечера. А вы – сиди себе спокойно да сочиняй!»

Самые «продвинутые» могут посочувствовать: «Ну да, вас же режиссер мучает».

Ничто не бывает дальше от истины, даже если на протяжении большей части работы ты действительно сидишь один и пялишься в монитор.
  
Данное обстоятельство не мешает сценаристу находиться в тесном молитвенном общении примерно со следующим кругом лиц: редактором продакшена, редакторами канала, продюсерами продакшена  (был чудный проект, где имелись в ассортименте продюсеры трех продакшенов, каждый из которых демонстрировал свою занятость), а также соавторами, режиссером, консультантами, агентами, юристом. Потом может добавиться режиссер.

Это люди, отмахнуться от которых нельзя: вы вроде как в одной упряжке, некоторые из них держат в руках твои финансы. Так что золото человеческого общения включено в стоимость покупки.

Ситуация усложняется, если возглавляешь авторскую группу. Тут надо следить за графиком, оценивать работоспособность и качество других авторов. Вычитывать их труд и править, объяснять и увещевать.  Менять, если надо. По ситуации, в общем. То есть совмещать функции администратора, надзирателя и писателя. А паровоз проекта, тем временем, идет. 


Заблуждение 2
  «Почему  не можете, наконец, написать что-нибудь крутое?»

"Вон к вам уже и всякие гуру американские приезжают, и что?"

Обычные люди считают сценариста ответственным за конечный продукт. И, соответственно, в бездарности нашего телека винят именно его.

И снова "здравствуйте",  т.е. ничто не может быть дальше от истины.

Во первых, есть уровень заказа. На телевидении напрямую фантазии сценаристов не воплощаются: они проходят множество фильтров - форматных и конъюнктурных.

Частая история: если к тексту отнеслись щадяще на стадии девелопмента, велики шансы, что произойдет его ухудшение на стадии производства.

Причин тому много: цензура, конъюнктура, смена начальства, распил бюджетов, незаинтересованность ответственных лиц делать более сложный, чем обычно, продукт, спешка и неорганизованность съемочной группы, режиссерская лень и т.п. и т.д.

Бывают, конечно, исключения. Но они - результат удачного слияния массы факторов - не только качества текста.

В идеале, чтобы качественный текст добрался до производства, люди, которые призваны оценивать это качество (редактора со стороны заказчика) должны быть  проф.пригодны, то есть владеть инструментарием для оценки сильных и слабых мест текста, уметь формулировать конкретные и толковые замечания по его доработке, а не упражняться в схоластике или в отстаивании каких-нибудь удивительных максим типа "Каждое действие героя должно быть продиктовано четким мотивом, моментально понятным зрителю" (условно говоря).

Упражнение: возьмите любую серию проекта "Безумцы" и представьте ее стандартное российское овеществление. Что будет на выходе? Правильно -  мыло мыльное, дневной эфир канала РТР. 
Не исключены высокие рейтинги.

Disclaimer: все это ни к тому, чтобы снять с себя ответственность. (Писать надо хорошо и с понимаем зачем и что пишешь - тогда отстаивать свою точку зрения будет полегче). А к тому, что сценарий - не вермишель: вот она в пакете, а вот уже - в супе, только немного мягче.

Заблуждение 3     
«А ну-ка дружно, а ну-ка быстренько!»

Если первые два заблуждения относятся к людям вне профессии, то третье и четвертое – стандартные игры внутри нее, вызывающие прилив крови к белкам глаз.

 Вот любимый продюсерский заход, подразумевающий, что писать могут, в общем, все (Да он и сам бы написал, если бы не был так занят своими ВАЖНЫМИ ПРОДЮСЕРСКИМИ СУПЕР-МЕГА-ВИП делами).
«Ну трех дней вам хватит на пилот?»
«Ну когда встречаемся: давайте через недельку, да?»
«Ну вы там быстренько додумайте и давайте начинать».

Это –  самое обидное. Потому что ладно, тетя Зина из соседней квартиры, а вот вам – известный российский деятель во цвете лет.

Более того, работа, связанная с активной внешней коммуникацией (постоянные звонки, разговоры, обсуждения) ЛЕГЧЕ, утверждаю я, чем состояние глубокой сосредоточенности на решении конкретных задач внутри текста. По затратам энергии – психической и жизненной вообще – это дико «теплоемко». Ибо все в этом мире устроено так, что стремится вышибить тебя из процесса: и быт, и семья, и страхи, и заботы, и уставшие глаза, и конкретный материал, от которого чаще, чем хотелось бы, мечтаешь убежать, да нельзя.

Возможно, если бы каждый, мало мальски уважающий себя продюсер для начала попробовал написать шестнадцатисерийный горизонтально-вертикальный сериал  или крепкую историческую драму, сам себя подгоняя по башке, не употребляя в тексте ругательств, без сцен насилия и распития алкоголя, дело бы чуть сдвинулось с места. Ну это так, эротические фантазии.

Заблуждение 4     
Деньги? Какие-такие деньги?

Приходят на ум строчки из "Театрального романа":
- Он задумался, потом поднял на меня глаза и спросил: - А зачем вам деньги, в сущности? Думайте о духовном. 
Я посмотрел в окно: по двору проходили разноцветные коты.

В этой сфере принято «забывать» про деньги и делать вид, что мы работаем ну вроде как за счастье поработать, за счастье приобщения "к волшебному миру кино".

В то же время продюсеры не надеются уболтать официанта в ресторане обещаниями его будущей золотой карьеры в качестве су-шефа?
И в банке, наверное, не забывают про свои кредиты.

Конечно,  я знаю ответ. Вопросы - глубоко риторические.
 Делают, потому что можно. 
Потому что нет профсоюза, нет лобби и сценарист НИКЕМ, НИЧЕМ не защищен.

Более того, сильная контора может позволить себе подписать договор на ваших условиях. Вот только заставить соблюдать его – нередко, отдельная задача. 

Характерный посыл: "Вы начинайте работать, время-то идет, мы все страшно торопимся, канал давит, а наша бухгалтерия и юристы пока подготовят бумаги, потом еще счет каналу выставим,  у них месяца полтора, потом еще 10 банковских дней на выплату… "  
Всем знакомо. 

Антидоты на сегодняшний день: хороший юрист,  надежные агенты, собственная ушлость и собственная репутация. Плюс удача.

Комментариев нет:

Отправить комментарий