Весь год упражнялась c детективными сюжетами для вертикальных с. и смотрела много хорошего, в результате скопились соображения, которые хочется хоть как-то упорядочить.
Традиционная модель детективного эпизода:
Первый акт:
1 происшествие (часто представлено как тизер, но необязательно)
2 сбор информации
Второй акт:
3 первый план действий, выводящий на ложный след
4 препятствия и барьеры
5 альтернативный план действий
6 кажущаяся близость к разгадке и - провал
Третий акт:
7 поиск, поворот, озарение, подсказка, прорыв (вместе или нужное подчеркнуть). На этой стадии могут заработать «включенные часы».
8 победа, разрешение ситуации (поимка, захват, срабатывают расставленные сети, выбивание признания и т.п.)
Прим.: про горизонтальные линии, саб-плоты и отношения между героями – не говорю.
Обычная модель позволяет замечательно играть в игру, при условии, что повороты в ключевых моментах - эффектные, а ходы – неожиданные.
В детективной серии также очень важен ритм, упругость. При этом событие – это не обязательно действие (экшн). Это и то, что проливает свет, что усложняет, что ведет к разгадке. Скажем, у героев Агаты Кристи, которые постфактум излгают нам картину преступления, событиями часто являются вещи-явления-жесты-душевные движения, которыми никем, кроме героя вообще не считывались. Или см. «Обмани Меня», где дерганье ухом – тоже событие.
Мне по-зрительски еще ужасно нравятся серии, где «по ходу парохода» меня ждут «аппендиксные» открытия по пути: многие что-то скрывают, зачастую криминальное, однако не связанное с "главным" убийством. Все лгут или – любимое - не являются теми, за кого себя выдают.
Иначе - модель превращается в езду по унылой улице с заранее известным набором светофоров: «облом, облом, победа». Даже неискушенный зритель, мне кажется, нутром такой расклад чувствует и сникает.
А если говорить об искушенном зрителе, то он хочет вариаций на тему. Потому что сколько бы элегантным ни было «маленькое черное платье», иногда хочется разнообразия в виде «розовых оборок».
(Молчу здесь о том, насколько это все головоломно и как вообще сложен жанр; что требует изобретательности, постоянного отказа от соблазна пойти по легкому пути, поддавшись стереотипам, требует ушлости по части фантазии и, очень часто, опоры на специфические знания в самых разных областях. Не говоря уже о том, что времени на качественное выдумывание обычно мало-мало-мало).
Вариации на тему или «розовые оборки»:
1) Свидетель, ранее категоризованный как невиновный, все-таки виновен. Происходит возврат к пройденному и пересмотр теорий. ("Касл" довольно активно эксплуатирует этот прием в 3 сезоне)
2) Быстро понимаем, кто виноват, но улик недостаточно. Задача: вывести на чистую воду известного врага, который оказывает сопротивление (не обязательное открытое, скажем, у него - сильные адвокаты). Этот тип расследования довольно много фигурирует в 8 csi miami. Бывает чуточку скучновато.
3) Ограниченное количество подозреваемых, амбивалетные улики: задача - определить виновника (муж или любовник, посыльный или чистильщик боссейнов)
4) Неограниченное количество подозреваемых: задача - сузить (убийство на коцерте, на стадионе, в толпе)
8) Необъяснимое.
С убитым случилось что-то невероятное: все поражены. Как он мог оказаться в дупле, в носке, в пароварке? Как он мог лечь на стол паталогоанатома в таком состоянии, словно: побывал в космосе, в пустыне, в Кремле, жил всю жизнь под водой и проч. Откуда у него жабры? Волосы по всему телу? Хвост? Задача: объяснить происшедшее без мистики и силами науки.
Супер-розовые-оборки:
Каждый уважающий себя детектив (герой крайм сериала) как правило сталкивается со следующими эталонными ситуациями:
Захват заложников. Причем герой может оказаться либо внутри – среди захваченных, либо снаружи – и руководить операцией освобождения, препираясь с представителем смежных силовых структур (начать захват омона-не начать; поставить снайпера – ждать). Во втором случае среди заложников как правило находится кто-то из членов его команды.
Задача: избежать человоческих жертв, понять мотивы захватчика.
Закрытое помещение или изоляция от мира.
Самолет (Хаус); изолированный дом, бункер, заблокированный автомобиль (Bones).
Задача: решить загадку и избежать смерти в ситуации отрезанных внешних ресурсов.
Про жанр и его изводы
Детектив-бытовуха
Очень любимый российский тип женского детектива (сама такой делаю): фокус не столько на расследовании и его логике, сколько на обстоятельствах жизни героя или подозреваемого или всех, вместе взятых.
То есть здесь детектив – не самоцель, а только повод для погружения в «быт и нравы».
Это, положа руку на сердце, cheating по отношению к жанру, в котором, основой являются преступление и его аналитика. Причем острота анлитики важна не менее остроты действия.
Детектив-на-самом-деле-мелодрама.
Внимание переведено с криминальной части истории на любовную. То есть на саб-плот, который пропорционально и эмоционально разросся до "начальственности".
Снова-здорово: детектив здесь «подстилка» под любовную историю. Я говорю, скорее, о нашей, российской подмене.
Потому что бывают и фантастические образца жанра, например «Жар тела». Или - в нуаре - любовь становится ЧАСТЬЮ преступного замысла, «Чайна таун».
Вопросы
Составляла на досуге список вещей для перевозки на дачу, чтобы не вспоминать мучительно каждый раз "а положила ли я зубную щетку?", на выходе получился список вопросов для детективного сериала:
При помощи чего ищем (или главное оружие героя):
мозгов (шерлок)
мозгов и новейших технологий (герои не могут проиграть, потому что улики всегда найдутся и всегда подскажут, sci, Bones, House MD)
обоняния (Рекс)
обаяния (Ищейка)
супер-наблюдательности и многолетнего опыта (Обмани меня, менталист)
авторская методика сыска (шерлок, доктор лайтман, боунс, менталист)
Как видно, способы могут сочетаться.
Какими ресурсами и полномочиями располагаем, если:
Перефразирую: какими ограничения возникают, если:
детективы - представители власти (один коленкор)
детективы - просто граждане (другой коленкор)
детективы - частные детективы (для наших реалий - малопригодно)
детективы - консультанты при властных структурах (менталист, касл)
детективы - эксперты, работающие на клиентов или на властные структуры (обмани меня)
В каждой из комбинаций - собственный набор плюсов и минусов.
Так, например, в "Менталисте" Патрик Джейн имеет доступ на место преступления и непосредственно присутствует при всех процедурах следования, но, как правило, не имеет права на приминение своих фишек - гипноз, неформальное общение на грани фола. Хотя он ими и пользуется, но это сопряжено с конфликтами с руководством и свидетелями-подозреваемыми.
В «Касле» - такая же комбинация, но доведенная совсем уж до условности: писатель Касл получил доступ бывать везде, где бывает по долгу службы детектив Беккет, и у него даже нет ксивы, как у Патрика Джейна. Подозреваю, что натяжка в данном случае ужасно сильная. Но - в остальном сериал так здорово подогнан, что этот аспект быстро принимается на веру и воспринимается по умолчанию. То есть происходит пресловутый willing suspension of disbelief - добровольное "задвигание" зрительского недоверия.
В моей истории, где героиня - частное лицо, пришлось подгонять под нее всю среду таким образом, чтобы у нее был периодический доступ к месту преступления и материалам следствия, а также консультировться со следователем на предмет реалистичности этих придумок. После консультации список ограничений оказался расширен)
Есть ли команда? Или - есть ли помощники?
Вот статья про вертикальный эпизод, не блистательная, на мой взгляд, но не лишняя http://www.screenplaymastery.com/TVEpisode.htm#
Что особенного в моем герое?
Что отличает его от известных героев? (Внешность, характер и тп)
И, здесь, мне кажется важно не надеяться на то, что героя сыграет Дэвид Карузо или Тим Рот, потому что в таком случае, наверное, можно было бы вообще ничего не придумывать про особенности героя – блестящий актер по любому создаст блестящий образ (хотя, уверена, там многое заложено в сценарий), а сознательно писать с полной защитой от дурака. Чтобы даже, прости господи, наш актер-халтурщик зажегся и начал бы работать над характером.
Пример, который мне очень понравился – сериал «Life» – во многих отношениях показательный - (http://en.wikipedia.org/wiki/Life_(NBC_TV_series)), главный герй которого Чарли Крюз был несправедливо осужден и долго отсидел в тюрьме. За это время в нем выковалась уникальная философия: парень стал буддистом, и когда вернулся к расследованиям руководствуется буддистскими принципами в жизни.
Неплохо?
Кроме того – замечательная характеристика – так как в тюрьме он изголодался по фруктам, то все время ест и предлагает всем окружающим фрукты. Они у него на столе, в пакетиках, вертит в руках, покупает экзотические фрукты в магазине. Очень мило.
Блестяще! пора подаваться в преподы! я еще такого подробного анализа ни от кого не слышала! спасибо, Юля!
ОтветитьУдалитьТамара.
чисто был страстный графоманский порыв)но все равно оч. приятно, спасибо.
ОтветитьУдалитькласс! очень полезный анализ. может тебе книжечку состряпать?)) думаю, сейчас очень будет востребована.
ОтветитьУдалитьГюз
Мерси, Гюзель. До книжки, правда, боюсь еще пахать и пахать)))Работай негр, солнце еще в зените, так сказать
ОтветитьУдалитьЮля, молодец! Даже мне, от всего этого далековатой, было интересно.
ОтветитьУдалить